Педагогам

 Николаева С.Л..,

старший воспитатель МКДОУ детский сад №10, г. Нижние Серги

Условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста.

Эффективности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: целенаправленное формирование самостоятельности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка; сотрудничество ДОУ и семьи с целью повышения уровня самостоятельности детей.

Формирование самостоятельности — длительный и сложный процесс и родители в нем играют главную роль. Именно от них зависит, каким вырастет ребенок.

Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, однако именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в детский сад, они с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный зайка» отстает от сверстников, и начинают вместе с воспитателем предпринимать решительные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Психика развивающейся личности активна, каждый ребенок отыщет свой путь к самостоятельному познанию окружающей действительности, проблема в том, социальный ли путь выберет взрослеющий человек пяти-семи лет. Очень важно, чтобы старшие дошкольники выбирали такие средства самоутверждения, находили такие способы получения родительского внимания, любви и заботы, которые помогли бы им в опыте социализации, повысили уверенность в своих силах. Родители должны помогать детям, искренне принимая индивидуальные проявления личности растущего человека. Поэтому для адекватных действий по формированию самостоятельности в дошкольном возрасте родителям следует знать много, но, возможно, самое главное — знания об этапах развития самостоятельности, а также правилах её формирования.  До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают,  в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями «в логике предмета». Ребенок не особенно задумывается, зачем он  кладет в коробку предметы, — он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат —   порядок в комнате. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать  порядок в квартире и ради этого возьмется  убирать игрушки, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал «в логике цели». Проявление инициативы — это первый компонент в развитии самостоятельности.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности — целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости — даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку — это необходимое условие развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам. Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет, ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, не всегда охотно поддерживают  детскую самостоятельность.   Овладев вторым компонентом самостоятельности — целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с тем, как должно быть. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания — взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это — целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление — столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия «общепринятого».

Существует несколько правил формирования самостоятельности:

 — Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя.

 — Самостоятельность — понятие субъективное, она может быть разной при оценке одного и того же действия.

 — Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм.

 — В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором.

   — Приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.

— Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

 — Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

 — Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

 — Прежде всего, родители должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия.

 — Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время.

Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.

Поэтому сотрудничество детского сада и семьи по формированию у детей самостоятельности, тоже является важнейшим педагогическим условием.

Реализация развития самостоятельности ребенка через предоставляемую свободу деятельности возможна в специально подготовленной среде, которая соответствует его потребностям, в которой он может активно действовать, совершенствовать умения, ведущие его к независимости и самостоятельности.

Посредником между предметным миром, миром культуры и ребенком является педагог. Основная его роль в том, чтобы создать условия для реализации способностей ребенка, его внутреннего потенциала.

Для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей необходима культурно-развивающая пространственно-предметная среда.

Основными условиями проектирования среды,  способствующей ценностно-смысловому развитию детей дошкольного возраста на материале истории и культуры родного края в ДОУ  выступают:

  • четкая оформленность в среде предметных источников, раскрывающих ценностный потенциал произведений искусства авторов;
  • наличие предметов реального мира, а также мира мифов, легенд, сказок, раскрывающих обобщенное представление о жизни людей;
  • насыщение пространства предметами народной культуры, в которых отражен опыт саморазвития и самосохранения;
  • представленность в среде народной игры как одного из феноменов культуры.

Предметный мир, окружающий ребенка, раскрывает ценностный потенциал культуры родного края, выступает средой развития способов познания, сохранения и преобразования ребенком себя, становления социокультурного опыта.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

  Особое место в ДОУ занимают игры, которые создаются самими детьми, называют их творческими или сюжетно-ролевыми. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время, ни в какой деятельности нет строгих правил. Педагог должен делать всё, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые основаны на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Нужно всегда найти себе роль, чтобы изменить нежелательное направление игры. Например, играя, в сюжетно — ролевую игру «Корабль» педагог замечает, что не все дети участвуют в игре. Тогда он задает вопросы капитану корабля: «А библиотека у вас на корабле есть? Столовая? Больница?» Так появляются в игре дополнительные профессии: врач, повар, библиотекарь. Игра принимает новое направление. Здесь появляются и водолазы, которые опускаются на дно моря и находят затонувший корабль. Появление такой длительной игры говорит о новом, высоком этапе развития творчества. В длительных коллективных играх имеется больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что способствует развитию самостоятельности мысли.

При организации игры педагог должен стремиться к тому, чтобы дать возможность детям проявить самостоятельность и инициативу («Вы сумеете договориться, надо только попробовать», «Я уверена, что Таня поступит справедливо»). Если дети не хотят решать вопрос преднамеренно и обращаются за помощью к педагогу, то он должен не сразу спешить с разбором жалоб. Спокойно выслушать и сказать: « Дело у вас серьезное. Но ведь я не имею право вмешиваться в ваше дело — я же не работаю у вас». Часто такой подход помогает ребятам вновь войти в игровую ситуацию, поверить в серьезность ее и решить все вопросы самостоятельно.

Для воспитания самостоятельности у дошкольников педагог использует такие формы работы:

  • Наблюдения, вследствие которых старается выяснить настроение ребенка.
  • Подбор музыки к играм, спектаклям совместно с родителями.
  • Выявление дисгармоничных отношений с помощью сюжетно-ролевой игры.

Такая деятельность педагога   способствует обогащению детей знаниями, отражающими труд взрослых, у детей возникает ответственность за свою воображаемую работу. Имея определенные знания дошкольникам легче организовать игру самостоятельно, отражая в игре труд взрослых. Повышается активность детей, их стремление к творчеству, самостоятельность суждений, настойчивость и целеустремленность в решении организационных вопросов.

Для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста очень важно, чтобы процесс обучения предполагал органичное сочетание непосредственного воздействия педагога на детей и организацию условий для их самостоятельной поисковой детской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее самостоятельная поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом самостоятельную поисковую деятельность следует развивать в двух направлениях: во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании), побуждая к дальнейшему их изучению.

Таким образом, педагогом создаются необходимые условия в детском саду, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности в разных видах деятельности. Самостоятельность постоянно «тренируется» в детском саду и «закрепляется» в домашних условиях. Педагог предоставляет детям, как можно больше самостоятельности на всех этапах — от принятия решения до исполнения задуманного и оценки полученного результата.

Николаева Светлана Леонидовна

старший воспитатель МКДОУ детский сад №10

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования на этапе завершения дошкольного детства– социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», работа в детском саду по воспитанию детей строится прежде всего на следующих принципах:

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

  1. Личностно-развивающий и гуманистический характервзаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогов и детей.
  2. Уважение личности ребенка.
  3. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Эти целевые ориентиры представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Напомним вам специфику дошкольного детства:

Специфика дошкольного детства –

гибкость,

пластичность развития ребенка,

высокий разброс вариантов его развития,

его непосредственность и непроизвольность.

И особенность дошкольного образования   – это прежде всего — необязательность уровня дошкольного образования в РФ, а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.

Все это делает неправомерным требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных  достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
  2. Гуманизация  целей и принципов образовательной работы с детьмиПереориентацияс учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированнуюмодель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей.
  3. Признание уникальности дошкольногодетства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания»детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка).
  4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентациина развитие способностей ребенка.

Задача дошкольного образования — развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования — не  «обученность»  детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

  1. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентацияна общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально — оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Остановимся подробнее на целевых ориентирах дошкольного возраста (целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте   рассматривать не будем).

Итак, целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования:

— ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

— ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

— ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

— у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.

— ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело

— ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

— ребёнок  проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.  Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Немного о педагогической диагностике.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми;
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности;
  • проектной деятельности;
  • художественной деятельности;
  • Физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Для этого могут применяться  карты индивидуального развития, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Итоговый результат  дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования.

В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.

Пути достижения данного социального портрета выпускника.

— создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

— использование новых современных инновационных образовательных технологий;

— оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.

 

Николаева Светлана Леонидовна,

старший воспитатель МКДОУ детский сад № 10, г. Нижние Серги

 

Использование в ДОУ игровых образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО.

 

В настоящее время дошкольное образовательное  учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.  Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании — залог успешного развития личности ребенка. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию  ФГОС ДО.  В   ДОУ широко применяется игровая технология.

В современном образовательном учреждении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию воспитательно-образовательного процесса, игровая деятельность на занятиях используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела  образовательного процесса;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве занятия или его части (введении, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технология  культурно-досуговой работы (игры типа «Поле чудес», «Звездный час», «Умники и Умницы» и др.).

 По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игровая технология в ДОУ строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В ДОУ игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к  познавательной деятельности.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей.

Для развития игровых умений создаётся полифункциональный игровой материал. Целесообразно использовать сказочные сюжеты, длительность организации игры может длиться 2-3 месяца.

Этапы технологии:

  1. этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
  2. этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой «смысловое поле», на котором разворачиваются игровые события.
  3. этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.

        Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью. Этапы технологии:

  1. этап: обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
  2. этап: организация сюжетно-ролевой игры.

Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры. Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;

3 этап: самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.  Педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

 Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса

Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность.

Б. Шоу

Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Использование дидактического материала в процессе решения проблемной ситуации:

«Из какого материала можно построить плот, чтобы перебраться через реку?»

Системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса — воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

  • ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);
  • решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной поляне);
  • отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.).

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.

Мотивация к деятельности: «Для чего Незнайка прислал нам эти предметы?» Системно-деятельностный подход к развитию ребенка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка в разных видах детской деятельности.

(П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)

Принципы реализации системно-деятельностного подхода

1. Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок — участник образовательных отношений — способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка. Если в раннем детстве — это манипуляции с предметами (катится — не катится, звенит — не звенит и т. д.), то в дошкольном возрасте — игра. В процессе игры дошкольники становятся спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например, из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т. п.).

Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т. п.).

Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например: бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит, он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).

3. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например, он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

4. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре?» и т. д. Так ребенок учится анализировать - что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.

5. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности — это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т. д.).

6. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве»), находиться рядом, а не «над детьми».

7. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной Королеве?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т. д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина замечательно выполнила трудное задание»).

Структура
образовательной деятельности
на основе системно-деятельностного
подхода:

  • Введение в образовательную ситуацию (организация детей);
  • Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности;
  • Проектирование решения проблемной ситуации;
  • Выполнение действий;
  • Подведение итогов, анализ деятельности.

Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое (Красная книга, энциклопедия, игра, игрушка).

Важным этапом образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например: «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?».

Следующий этап — проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Также данный этап предусматривает:

  • нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);
  • возможность применения «нового» знания в повседневной жизни (например: «Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относиться к природе»);
  • самопроверку и коррекцию деятельности (например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

Этап подведения итогов и анализа деятельности включает:

  • фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»);
  • выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»);
  • эмоциональную оценку деятельности («У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);
  • рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);
  • рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

Решение проблемной ситуации: «Как можно нарисовать зеленую траву, если нет зеленой краски»

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

В связи с введением ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка. Поэтому в дошкольном образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности детей к объектам окружающего мира, свойствам и отношениям объектов окружающего мира.

Поэтому актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и приемов, которые сформируют у дошкольников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь ценное — исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. В образовательном процессе ДОУ экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Ребенок, как и любое другое существо, испытывает естественную потребность в общении с природой. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В практической деятельности основной упор необходимо делать на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе, научить детей наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Понимая, что для дошкольников характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому основные сведения дети должны усваивать наглядно-действенным методом. Этот метод позволяет самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, активизируются мыслительные процессы, развивается речь – происходит накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к познавательной активности.

Важно, чтобы любой ребенок был вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка дошкольника. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству». Дети появляются на свет с врождённым поисковым рефлексом: что? где? зачем? какое? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если, не обращать на них внимание в детстве — это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Приобщение детей к экспериментально-исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства.

Поэтому исследования и опыты необходимо включають в различные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую, самостоятельную или совместную деятельность, главное, чтобы работа, направленная на развитие поисково-экспериментальной деятельности, способствовала решению следующих задач:

  • формирование диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта;
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

При проведении экспериментально-исследовательской работы можно выделить следующие этапы:

  • определение и постановка проблемы;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • непосредственное проведение эксперимента;
  • обобщение полученных данных;
  • вывод.

При этом структура занятия-эксперимента может иметь следующий вид:

1. Постановка исследовательской задачи (желательно в виде того или иного варианта проблемной ситуации).

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты деятельности.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов эксперимента.

Для фиксации наблюдаемых явлений или итогов эксперимента можно использовать:

1. Фотографии, картинки, схематические зарисовки

2. Зарисовывание самого объекта

3. Схематическое зарисовывания (мнемосхемы)

4. Планы-схемы

5. Рисунки-прогнозы

6. Календарь природы

7. Дневник наблюдений и т.п.

Поисково-экспериментальная деятельность включает в себя исследование объектов рукотворного мира, живой и неживой природы, человека и физических явлений. Весь педагогический процесс в нашем ДОУ строится на основе проблемных вопросов, игровых проблемных ситуациях, фокусах и сюрпризных моментах. Не стоит забывать о том, что поисково-исследовательская деятельность должна вызывать у ребенка интерес, а для этого, необходимо подбирать содержание, доступное его пониманию и усложнять его в соответствии с возрастной категорией детей. Так, если в младших группах мы выявляем виды и свойства бумаги, то в старшей группе знакомимся с ее историей возникновения и производством.

Экспериментально-исследовательская деятельность, как стержневая, часто интегрируется с другими видами деятельности:

  • Чтение художественной литературы, вводящей в конкретную тему, затем экспериментирование. (Например: «Федорино горе» К. И. Чуковского и «Посуда для Федоры» (обобщение по темам: «Дерево», «Пластмасса», «Металлы», «Стекло»).
  • Познавательно-исследовательская, затем продуктивная. (Например: тема: «Воздух» и рисование «Воздушные шарики»)
  • Познавательно-исследовательская деятельность и сюжетная игра (например: тема: «История создания книги» и сюжетно-ролевая игра. «Музей»).

строится в виде партнерской деятельности с взрослым. Однако для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске решения той или иной проблемы необходимо помнить, что если:

  • Действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то в этом случае всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах дошкольника и воспринимается как бессмысленная, и даже ведущая к наказанию. В результате ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит ему удачи.
  • Все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, то потребность в поисковой деятельности угасает, ибо в ней нет никакого смысла.

Поэтому, педагогу, чтобы избежать таких ситуации, необходимо создавать посильные препятствия, которые бы способствовали развитию мотивации ребенка к поиску пути их преодоления. Не зря великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Только в этом случае партнерская позиция педагога будет способствовать развитию у детей активности, умения самостоятельно принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывать стремление к достижению нужного результата, способствовать эмоциональному комфорту и развитию познавательной активности. При этом необходимо помнить, что при проведении опытов и экспериментов, дети в силу возрастных особенностей еще не могут постоянно, на протяжении всего исследования следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, кроме того, обеспечивают развитие двух типов детской активности: собственной, полностью определяемой им самим и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей, так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Но помимо специально организованной образовательной деятельности, в этой области педагогами ДОУ используются и такие формы, как совместная деятельность взрослого и ребенка и свободная самостоятельная деятельность детей по экспериментированию. Для этого в группах ДОУ создана соответствующая развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов, как всеми детьми, так и каждым из них, созданы центры экспериментально-исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности и элементарных естественных представлений об объектах и явлениях природы, свойствах и качествах различных материалов, здесь имеются:

  • Тумбочка с углублениями для емкостей с водой и песком;
  • Приборы для проведения опытов и экспериментов (лупы, весы, термометры, песочные часы, пипетки, зеркала, магниты и пр.);
  • Материалы: природные (камни, перья птиц, шишки, желуди, семена растений и пр.); рукотворные (различные виды тканей, бумаги, резина, кожа, деревянные, металлические, пластмассовые мелкие предметы, пр.); бросовые (трубочки для сока, пробки, кусочки поролона, пенопласта, киндер-сюрпризы и пр.);
  • Сыпучие продукты (мука, сахар, соль, крахмал, красители, крупы и пр.);
  • Различные емкости (пластиковые стаканы, тарелки, контейнеры, воронки, мерные ложки и т.п.).

Все принадлежности для экспериментальной деятельности находятся в контейнерах с крышками с индивидуальными метками, которые размещены на стеллажах в зоне доступа каждого ребенка. На полках помещены детские познавательные книги, мнемосхемы, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов, различные коллекции.

Вся работа ДОУ по формированию и развитию познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности направлена на развитие познавательной инициативы, обогащение представлений каждого ребенка об окружающем мире, умение устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи, способствует развитию самостоятельности, умению отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, управлять своим эмоциональным состоянием, активизирует творческую, поисковую активность в любых нестандартных ситуациях.

Экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Организация самостоятельной деятельности дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО образовательные задачи должны решаться

  • в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях),
  • в самостоятельной деятельности детей
  • в совместной деятельности с семьей.

Одной из главных форм образовательного процесса детей является самостоятельная деятельность.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность».

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Прежде всего, обучение на занятиях педагоги строят так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу, но и без помощи педагога. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

На занятиях педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время, рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.

В свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг (в детском книжном шкафу). Наряду с книгами имеется несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомов для свободного рассматривания детьми. Чтобы заинтересовать каждого ребенка, в своей практической деятельности педагоги ДОУ применяют разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке. Которые планируют ежедневно, это чтение, рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.).

Один раз в месяц в группах организуют выставку книг. Они могут быть тематическими: книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказки и т. д. о В группах проходят рекламы книги, которые родители читали детям дома. Дошкольники приносят книгу в группу и рассказывают содержание. В группах также функционируют центры музыкально-театрализованной деятельности. В данных центрах находится необходимое оборудование — ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон. Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина, теста игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью. Иногда ребятам предлагается придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это служит толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани.

Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.

Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце

Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания. Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино, смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает художественные впечатления. Придя в детский сад, он делится ими со сверстниками, воспитателем, выражает свое отношение к увиденному в играх.

В соответствии с ФГОС ДО математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно- исследовательскую деятельность самих детей. Дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной необходимо:

  • создать специальную предметно-развивающую среду;
  • предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;
  • использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности можно отследить по:

  • уровень детской самостоятельности;
  • познавательная активность детей;
  • уровень мотивации.

Для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В утреннее и вечернее время проводятся игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы» и др.; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Так, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая…»

1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы: мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

3. Внести разнообразный материал для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица» и др.)

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка – весна, холодно – горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя — направляет, остальное дети делают сами)

6. В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы, закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая — подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается.

Самостоятельная деятельность детей в ДОУ выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Николаева С.Л.

Старший воспитатель МКДОУ детский сад №10
г. Нижние Серги

Развитие познавательной активности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательной активности обусловлено главной особенностью современного мира – его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Актуальность проблемы развития познавательной активности определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения,
который касается не столько требований к конкретным знаниям, а развитию личностных качеств. Так, ФГОС к целевым ориентирам дошкольного образования относят такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка, как
инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность самостоятельно
выбирать себе род занятий, Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству, которое интенсивно развивается и проявляется в игре.

И чтобы успешно формировать инициативную и познавательно активную личность необходимо, обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность». Термин «познавательная активность» связан с активностью в процессе познания. В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г.И. Щукина), «деятельное состояние» (Т.И. Шамова), «стремление человека к познанию» (Т.И. Зубкова).

Анализ позиции разных авторов позволил рассматривать данное понятие, как личностное образование, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания, стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Учитывая стадии и особенности развития дошкольников, Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности:

Уровни проявления познавательной активности дошкольников:

Воспроизводящая активность Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»

Интерпретирующая активность Стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях

Творческая активность Стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы .

Особенностью развития познавательной активности детей дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание родителей, природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, (в силу загруженности родителей на работе, асоциального поведения родителей), не реализуют в должной степени потребность в новых впечатлениях и следовательно, растут лишенными интереса в познании и без инициативными. Сходная проблема может возникнуть в семьях, если ребенка чрезмерно опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок выбирает занятия, не требующие напряжения и каких либо практических действий. Это очень удобный ребенок, который может вполне устраивать взрослых. Если вдобавок такой ребенок всем обеспечен, все получает раньше, чем успевает захотеть, то он не способен не только добиваться чего-то, но даже испытывать желания к каким – либо познаниям и достижениям. Еще одной причиной может стать нацеленность родителей на раннее обучение. Так, из работ М.М. Безруких мы знаем, насколько важна необходимость подбирать материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств который доступен для его ума, сердца и укрепления его здоровья. А в результате поспешного стремления развить у дошкольника школьные умения (раннее чтение, письмо) у ребенка возможно закрепление негативное отношение к процессу познания как таковому.

Возможности арт – терапевтических технологий:

Известны различные подходы к развитию познавательной активности – это применение методов экспериментирования в образовании, организация проектной деятельности, разработка индивидуальных образовательных траекторий и использование современных компьютерных средств и др.

Интересен вариант использования элементов арт -терапевтических технологий.
Для того, чтобы рассмотреть преимущества и варианты внедрения арт-техник в образовательный процесс, с целью развития познавательной активности дошкольников, необходимо иметь представление об арт – терапевтическом подходе как таковом.

Основная цель арт — терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания, а так же изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности. Важнейшей техникой арт — терапевтического воздействия является техника активного воображения, которая соединяет сознательное и бессознательное.

В настоящее время рамки применения арт — терапии значительно расширились. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт — педагогические техники, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект, выражения мыслей и чувств средствами искусства способствует улучшению отношений к процессу познания.

Внедряя арт – терапевтические технологии в педагогический процесс с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста мы опираемся на классификацию Киселевой М. В., с позиции которой арт — терапия включает в себя следующие направления: изотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, фототерапию, цветотерапию, музыкотерапию.

Изотерапия Воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, работой с пластичными материалами, декоративно-прикладным искусством. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самоценности каждого ребенка, адекватного принятия себя в группе, стимулирует творческую активность. Изотворчество достаточно широко распространено в дошкольной среде, педагоги владеют многими техниками нетрадиционного рисования.

Сказкотерапия. Основным средством воздействия являются художественные и авторские сказки, притчи. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Применение дидактических сказок в дошкольном периоде, является эффективным способом организации образовательной работы с детьми, развивая их творческие способности, инициативность.

Песочная терапия. Это способ общения с миром и самим собой. Манипуляции с сухим песком обладают медитативным воздействием, гармонизируя внутреннее состояние человека. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста, способствует открытию новых путей развития. С огромным интересом дети участвуют в деятельности, с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, с включением в игры мелких игрушек).

Фототерапия. Основное содержание фототерапии — создание или восприя¬тие фотографических образов, слайдов, картинок. Положительное воздействие фотографии на развитие познавательно активной ребенка проявляться при про¬смотре и обсуждении фотоснимков, дополняемое их обсуждением и раз¬ными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворе¬ний. Большой эмоциональный отклик вызывают фотографии с участием детей этой же группы (например, фото сделанные совместно с детьми на прогулке летом – включаются в дальнейшую работу).

Цветотерапия. Метод корректировки психоэмоционального состояния человека при помощи определенных цветов. Когда мы любуемся неповторимой синевой неба, солнечными желтыми бликами, всей гаммой зелени, дающей ощущение вечности и безопасности, мы недооцениваем о лечебном эффекте каждого цвета. Благотворное воздействие цвета происходит не только через глаза, но даже через кожу. Используя воздействие цвета, удается корректировать настроение человека, эмоциональное состояние, создавать благоприятный психологический климат в коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье.

Музыкотерапия – метод, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие человека. Мелодия способствует развитию творчества, фантазии, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Сочетание музыка и движений используется в качестве «противоядия» от возрастающего напряжения, усталости, освобождения от тревоги. Что способствует свободному восприятию нового материала.
Все эти направления прекрасно сочетаются со спецификой дошкольного возраста — позволяют сохранить стремление детей в деятельностном познании мира, тем самым сохраняя их интерес к познанию.

В ДОУ проводится работа в таких направлениях, как усовершенствование материально – технического оснащения, создания благоприятной окружающей среды в группах, повышение психолого – педагогической компетенции педагогического коллектива, просвещение родителей воспитанников детского сада.

Работа с педагогами.

Направлена на повышение профессиональной компетенции воспитателей в вопросах использования педагогической арт – терапии. С этой целью были организованы и проведены мероприятия для воспитателей и узких специалистов теоретической направленности, которые проходили в форме мини – лекций, групповых консультаций, круглых столов.

Задачами данных встреч, было расширение представлений о таком подходе, как арт – терапия в образовании, знакомство с современными методиками и техниками. Психологические гостиные позволяли в более свободной, непринужденной атмосфере обсудить актуальные вопросы практического характера.

Проведение педагогического совета по изотерапии позволило на высоком профессиональном уровне поделиться опытом работы в этом направлении.

Создание благоприятной окружающей среды в группах.

Без создания благоприятной окружающей среды в группах, работа по формированию познавательно активной личности может быть малоэффективной.

Так, особое внимание уделяется к организации центров развития. Благодаря совместной работе воспитателей и родителей ДОУ, творческие центры постоянно пополняются разнообразным материалом. Кроме традиционных творческих, природных и подручные материалов, приобретаются и современные средства. Работая над усовершенствованием развивающей среды, мы ориентируемся на реализацию следующих принципов:

  • принцип свободного выбора осуществляется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;
  • принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять содержание творческой деятельности, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;
  • принцип свободного взаимодействия педагога с ребенком, который осуществляется на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
  • учет возрастных потребностей и индивидуальных особенностей.

Благоприятная окружающая среда обеспечивает возможность создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка, ориентироваться на активные методы воздействия на личность, предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее интересных для него сферах деятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности.

Работа с родителями.

Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Особое влияние на развитие любознательности и познавательной активности оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. Учитывая это, родители активно привлекаются к участию в творческих фестивалях и конкурсах. Совместные работы родителей и детей разнообразны и интересны, что показывает высокий уровень их творческой активности.
Немало важно осуществление психолого-педагогического просвещения родителей педагогами, которое включает такие темы, как: характеристика познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; формирование любознательности и познавательной активности в семье и детском саду и др.

Результативность включения арт – технологий в образовательную деятельность.

Поработав с использованием арт-терапии чувствуется, что повысилась инициативность детей и творческая активность самого педагогического коллектива. Главная проблема, с которой мы столкнулись — отсутствие методического обеспечения. На данный момент в ДОУ продолжается работа по созданию и пополнению копилки упражнений по различным техникам арт-терапии, подбирается методическая литература по данному направлению.

С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития детей дошкольного возраста. Еще Л.Н.Толстой пропагандировал необходимость внимательного отношения педагогов к личности ребенка, к его потребностям, интересам, его творчеству и любознательности, так как обучение должно идти не столько от волевых усилий, сколько от личных желаний ребенка. И именно при таких условиях можно обеспечить не только прочное и глубокое усвоение знаний ребенком, но и всестороннее развитие его познавательных способностей.

Cистемно-деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса

Электронные профессиональные ресурсы педагогов.

Журнал «Детский сад: теория и практика

http://www.editionpress.ru

Журнал «Справочник старшего воспитателя»

http://vospitatel.resobr.ru

Журнал «Детский сад будущего»

http://www.gallery-projects.com/

Журнал включает:

  • опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;
  • набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;
  • разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;
  • новые идеи и интересные находки Ваших коллег.

Журнал «Воспитатель ДОУ»

http://doshkolnik.ru/

это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

  • ценнейший опыт лучших ДОУ;
  • четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);
  • не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.

Журнал «Современный детский сад»

http://www.deti-club.ru/sovremenni_det_sad

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

http://www.menobr.ru/products/7/

авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.

Журнал «Обруч»

http://www.obruch.ru

иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.

Журнал «Детский сад от А до Я»

http://detsad-journal.narod.ru/

научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов.

Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

http://sdo-journal.ru/

наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. В 2013 году объявлен третий международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013»

Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

Детский сад

http://detsad-kitty.ru/

Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

http://www.doshvozrast.ru/

Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.

Всё для детского сада

http://www.moi-detsad.ru/

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

Можно создать свой персональный мини-сайт.
Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.
Можно создать блог — интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.
Создаются группы по интересам (сообщества) — основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.

Сайт «Воспитатель»

http://vospitatel.com.ua/

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

Детский сад. Ру.

http://www.detskiysad.ru/

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.

Комментарии запрещены.