Страничка воспитателя

Федотова С.Б.,

воспитатель МКДОУ детский сад №10, г. Нижние Серги

 

Современные СМИ (телевидение, интернет)  и их влияние на развитие дошкольника.

     Информационный мир пропагандирует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ влияют на жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео давно стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их существования. Практически во всех семьях, когда ребёнок научился сидеть, его тут же сажают перед экраном телевизора, который заменяет живое общение с близкими. Сидение перед экраном полностью всех устраивает, особенно родителей: малыш не капризничает, не хулиганит, находится в безопасности и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое. Безусловно, родители заботятся о развитии ребенка и пытаются занять его интересным делом, когда покупают малышу видеокассеты, диски, компьютерные игры. Но если взрослые не будут активно участвовать в совместном просмотре телепередач и компьютерных играх, это может привести к печальным последствиям, как для психического развития ребёнка, так и для здоровья (нарушение зрения, осанки, дефицит движений), .

    Врачи-гигиенисты свидетельствуют, что большинство дошкольников смотрят телевизор без правильного выбора, от 40 мин до 2 часов в день, то есть до 14 часов в неделю. Таким образом, просмотр телепередач ежедневно формирует у детей привычку проводить каждый вечер у экрана, какой бы не была передача.

Один из самых негативных последствий такого «телевизионной и компьютерной» жизни есть отставание в развитии ребенка. В последние годы родители, педагоги все чаще вспоминают об этой проблеме: дети начинают говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас бедный и примитивный.

Кажется, что ребенок сидит у экрана, постоянно слышит разговоры и занят достаточно интересным делом. Но речь – это не повторение чужих слов и их запоминание. Формирование речи в раннем возрасте происходит исключительно в живом общении, тогда, когда малыш учится общаться, при этом участвуя в разговоре своими движениями, мыслями и чувствами. Следовательно, происходит пассивное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие.

     Информация уже подается в готовом виде, и она не требует включения воображения и анализа. В большинстве случаев дети не хотят, чтобы им родители читали книги, они проявляют желание просматривать сказки на видео. В результате не происходит обсуждение сказки, у ребенка не развивается желание самостоятельно научиться читать. Впоследствии это очень негативно скажется при поступлении ребенка в школу.

     Сегодня невозможно без прессы представить себе прогресс культуры. Многие важные для развития культуры идеи и ценности получают доступ к массам на страницах периодических изданий. Но если говорить о лидирующем средстве массовой информации, то это положение занимает телевидение.

    В глобализированном культурном пространстве ребёнок с ранних лет жизни подвергается влиянию новых информационных технологий. Влияние собственно телевидения на нашу повседневную жизнь обусловлено тем, что оно в отличие от других масс – медиа присутствует в каждом доме. Телевидение сводит до минимума общение внутри семьи и в обществе. Принято считать, что особый интерес к телевизионным передачам проявляется у детей лишённых родительского внимания. Но по результатам исследования, было выявлено, что телевизионная зависимость возникает у детей, и остающихся дома вместе с семьёй. На сегодняшний день, трудно представить, что большинство телевизионных программ не отражается на развитии и поведении ребёнка. Чем больше ребёнок проводит времени за телевизором, тем меньше развивается его творческое мышление, воображение, память, так как телевидение представляет готовые образы и картинки.

     Если говорить о физиологическом развитии, то просмотр телевизора ведёт к малоподвижности, в то время как все важные функции тела и мозга могут развиваться в этот период лишь через движение. Как известно через просмотр телевидения дети усваивают социальные стереотипы поведения, духовные и нравственные ценности, поэтому крайне важно качество просмотренных программ. Наш телеэфир заполнен эпизодами насилия, убийства и жестокости. И хотя телевидение не побуждает детей к актам физического насилия, всё же они становятся агрессивными по отношению к другим, менее склонны к взаимопонимаю и состраданию.

    Интернет – это новый способ представления культуры в средствах массовой информации. Развитие этой телекоммуникационной сети позволяет говорить о развитии новой эры в системе переработки информации. Интернет – это новый способ представления культуры в средствах массовой информации. Развитие этой телекоммуникационной сети позволяет говорить о развитии новой эры в системе переработки информации.

      Глобальная сеть предлагает сайты, посвящённые порнографии, суициду, насилию, обсуждению действия тех или иных наркотических веществ. Отсюда может возникнуть увлечение и интерес ко всем этим угрожающим здоровью или жизни вещам. Вовлечение в азартные игры и online – игры наносят психике ребёнка непоправимый вред, занимая большую часть его свободного времени. Глобальная сеть привлекает ребёнка прежде всего, как коммуникативное пространство. Общение в интернете привлекает своей анонимностью – возможностью создавать новый образ, наделив себя желаемыми чертами. Интернет расширяет таким образом круг общения, способствует самореализации и самовыражению. Но можем ли ребёнок предугадать риск такого общения?

   Можно утверждать, что сетевая среда,  как и социальная влияет на нравственность человека, порождает определённые мотивы поведения, навязывает мнения и установки. «Виртуальное» пространство даёт дополнительные возможности действий, мыслей, которые не доступны человеку в реальном времени. Однако такое анонимное общение формирует у ребёнка представление о вседозволенности и безнаказанности любых проявлений в коммуникативной среде. Конечно, современное общество немыслимо без глобальной коммуникативной сети – Интернет, но должны быть продуманы пути ограниченного их влияния на подрастающую личность. В этом смысле особая роль принадлежит родителям, которые должны правильно сориентировать ребёнка в этом информационном потоке.

Советы родителям и педагогам:

  1. Не поддавайтесь соблазну облегчить себе жизнь, посадив ребёнка перед телевизором, а самим заняться делами. Помните, что психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослым.
  1. Четко регулируйте просмотр ребенком телепрограмм и работу за компьютером. Проведенное время у экрана не должно превышать от 15-20 минут до 1 часа в день (у компьютера – не более 12 минут) для старших дошкольников.
  1. Старайтесь не позволять ребенку просматривать рекламу, а также художественные фильмы, ориентированные на взрослую аудиторию.
  1. Старайтесь следить за содержательностью и художественностью детских программ для того, чтобы исключить низкопробную видео и  телепродукцию.
  1. Обговаривайте и обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов, использованных компьютерных игр. Важно понять, что ребенок думает, чувствует, как он поступила бы в той или иной ситуации.
  1. После обсуждения можно предложить малышу нарисовать героев фильма, игры или слепить их из пластилина и т.д. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций героев.
  1. Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру «Режиссеры-мультипликаторы»: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма или продолжить любимый фильм или игру.

        Изучив  психолого – педагогическую и социальную литературу, мы пришли к выводу, что средства массовой информации способны управлять вкусами современного ребёнка, навязывать ему свои «идеалы» и ценности. Ребёнок, ещё не способный ориентироваться в потоке огромной информации, с экранов телевидения выбирает своими идеалами поп – звёзд и актёров, которые формируют его предпочтения и стремления. Поэтому крайне важно, чтобы рядом оказался человек, способный подсказать и помочь не ошибиться в выборе.

     Под воздействием средств массовой информации дети становятся агрессивными. Почему же так происходит? В этом заключается особенность психики, связанная прежде всего с возрастом. Действия взрослого человека воспринимаются ребёнком, как исключительно правильные, и ребёнок копирует поведение, слова эмоции, которые закрепляются в его сознании. Показ сцен агрессии и насилия приводит к эмоциональному оледенению ребёнка. Он становится менее отзывчивым, способным сопереживать, его мало волнует чужая боль — всё это ведёт к бездуховности и безнравственности в развитии будущей личности. Дети, которые смотрят ужасы, триллеры и боевики склонны к беспричинным страхам, опасаясь за свою жизнь.

     Просмотр телепередач и посещение Интернета замещает ребёнку важные виды деятельность: чтение художественной литературы, занятие спортом, общение с близкими. Влияние СМИ сказывается и на физическом развитии личности. Дети ведут малоподвижный образ жизни, телеэкран препятствует формированию артикуляционных возможностей речи, задерживает развитие функций головного мозга.

      В ходе исследования было выяснено, что у детей не существует телепередач, просмотр которых, происходит ежедневно. Изменились ориентации ребёнка в отборе телепередач, если раньше интерес был к научно – познавательным программам, то сейчас интерес вызывают развлекательные каналы, ток – шоу и реалити – шоу.

     Среди существующих источников массовой информации широко развивается коммуникативная глобальная сеть — Интернет. Он активно вливается в повседневную жизнь людей и является мощнейшим источником воздействия на сознание ребёнка. Анализ исследования показал, что «виртуальная» реальность поглощает современных детей. Общение сводится к посещению чатов и форумов, которые по их мнению расширяют их кругозор и мировоззрение.

    Таким образом, важным становится влияние родителей, воспитателей и педагогов на контроль и учёт влияния средств массовой информации. Только от правильного подхода к данной проблеме зависит социальное, духовное и нравственное развитие ребёнка в современном обществе.

Яковлева Наталья Геннадьевна

воспитатель МКДОУ детского сада №10

 Консультация

Использование игровых технологий    в  познавательном развитии  дошкольников

   Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры не может быть полноценного развития детей. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра поможет взрослому сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по образовательной деятельности. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый воспитанниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс. Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы. Игры должны быть такими чтобы они вызывали усилие мысли, но не требовали напряжения, не вызывали усталости, страха и нежелания заниматься дальше. Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что, после чего делать и т.д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но… не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру. Использование многих технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные действия делает возможными. Следовательно, руководство игрой состоит в правильном определении задачи — познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны — предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер в обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения. Характер поисковых действий при этом постепенно меняется: от практических («проб и ошибок») — к целенаправленным практическим действиям (с целью намеченного преобразования), и от них — к мысленным пробам через предугадывание пути решения.

А.Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, — это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения. Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться. Считается, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: •личность педагога, •характер его взаимоотношений с ребенком, •закономерности и особенности внутреннего мира ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное — привычным, привычное — легким, легкое – приятным. Таким образом, основными условиями для развития познавательной активности детей являются: •интересы и потребности детей, •осмысление и осознание себя в окружающем мире, •индивидуальность каждого ребенка, •средства и способы добывания знаний, организация предметно развивающей среды.

Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка), использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. Кроме того, повышению мотивации дошкольников способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту.

Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью важно насыщать свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Можно использовать различный занимательный и познавательный материал. Сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, головоломки, загадки – шутки, игровые тренинги, игры с правилами, «танграм», игры на развитие зрительной памяти и пространственных отношений, усложненные задания на запоминание, логические упражнения со словами, комбинаторные игры и другие. В настоящее время достаточно разработано специальных обучающих игр, в ходе которых, незаметно для себя, дошкольники решают разного рода логические задачи, охотно преодолевают значительные трудности при овладении знаниями; активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость учения, когда учиться интересно, легко — и хочется учиться.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. В качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность. На высшем уровне своего развития познавательный интерес становится высокой духовной потребностью человека. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Совместная деятельность с взрослым, и сверстником во время проведения игр оказывает различное влияние на становление познавательной активности. Влияние сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого — на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы. Познавательная активность дошкольников еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной активности. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. Педагог должен сформулировать задачи и цели повышения активности у детей. Процесс обучения во время занятий должен быть для детей радостным позитивным, они должны четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им развивать познавательную активность. Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно — рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Выбор мною игры в качестве первоочередного объекта, творческого анализа и практического освоения продиктована тем обстоятельством, что именно она может исполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития детей с задержкой психического развития. Я считаю, использование игровых технологий в ДОУ позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Как известно начальная школа закладывает фундамент для обучения в среднем звене. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций. Игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические, развивающие, игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

Например: игра «Сложи узор».

1-й – когда ребёнок накладывает кубики на готовое изображение.

Если ребёнок справляется можно предложить ему собрать узор по уменьшенной схеме.

Следующий этап игры составление узора по схеме, не разделённой на клетки. Чтобы ребёнок смог выполнить задание схемы изготавливают в натуральную величину. Если ребёнок затрудняется, положите на определённое время на схему клеточки, нарисованные на прозрачной плёнке.

На основе палочек Кюизенера в пособии Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников» разработана серия игр по возрастам. Для развития способности детей к логическим действиям была разработана игра «Заборчик». Игра «Заборчик» развивает пространственное представление, закладывает начальные навыки геометрии и черчения, увлекает детей, несмотря на ее сложность.

Игра «Лесенка цифр» незаменима на занятиях по математике. С помощью неё ребенок зрительно видит соотношение цифр и состав числа, находит последующие, предыдущие числа, пропущенное число. Детям трудно понять — почему 2 меньше, чем 5, а 3 больше, чем 1, просто цифры им не о чём не говорят. На «Лесенке цифр» это наглядно видно, ведь полоска с цифрой 2 короче, чем полоска с цифрой 5, а значит она меньше.

Состав числа учить с помощью «Лесенки цифр» просто и увлекательно. Например:  построила матрёшка мостик через реку, взяла для этого полоску с цифрой 5 (пусть это будет брёвнышко или доска, а вместе с подружкой они пройти не могут, мостик узкий). Что делать? Ребята обязательно предложат взять ещё доску и расширить мостик. Подставляем полоски, ни одна не подходит. А может сделать из двух? И тут уже детей не остановить, они обязательно помогут матрёшкам, найдут все варианты состава числа 5, наглядно увидят, поймут — почему 5 это именно 2 и 3, а не 2 и 2, да ещё и запомнится лучше, потому что знания давались ненавязчиво, в игровой форме и детьми руководил интерес.

Научить детей обратному счёту с помощью «Лесенки цифр» легко и быстро, стоит несколько раз, пройти по лесенке туда и обратно и вот уже обратный счёт, усвоен. Считать примеры, определять недостающее или задуманное число: например, педагог говорит: «Я задумала число, оно больше 3, но меньше 5, во всём «Лесенка цифр» незаменимый помощник, а сколько ещё заданий можно придумать?

Для детей характерна разная степень, или интенсивность в активном познании. Е. В. Коротаева, анализируя психолого-педагогические особенности определила, уровни развития у детей познавательной активности.

Данную работу следует проводить в таком порядке: детям, показавшим нулевой уровень познавательной активности, проводить индивидуальные занятия, применяя «ситуацию успеха». С детьми, показавшими относительно – активный уровень познавательной активности в работе применять различные карточки — символы. Для успешной реализации деятельности я создала соответствующую предметно-пространственную развивающую среду, включающую наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условия для организации игр, а также спокойную доброжелательную атмосфера, в которой могут проявляться задатки и способности ребенка.

Совместная деятельность педагога и детей является деятельностью развивающей, поэтому я стараюсь организовать образовательный процесс таким образом, чтобы он органично вписывался в естественную жизнь детей, использовав на непосредственно – образовательной деятельности специальную игрушку – героя. «Путешествие в Фиолетовый лес», «Спешим на помощь гномам», «Путешествие в космос», «Затерянный остров», «Путешествие в страну Эрудитов», «Путешествие в страну Математика» дети отправились на воздушном шаре к королеве страны «Математика» и др. В конце организованной образовательной деятельности подводила итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа: «Чем занимались?», «Что узнали нового?», «Что было самым интересным?», «Что осталось непонятным?» и другое. Дети анализировали полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации. Итог подводила в самых разнообразных формах.

Игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение»; обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз узнаем еще и о…»);

продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.

При этом стараюсь обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим видам, связав содержание организованной образовательной деятельности с последующими режимными моментами.

В организованной образовательной деятельности я широко использовала занимательный дидактический материал (математические и логические игры, головоломки, ребусы, загадки), основная цель использования, которого – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний, развитие познавательных способностей. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, эти материалы стимулировали проявление детьми познавательного интереса.

В обучении дошкольников в логико-математической деятельности использую проблемно-игровую технологию.

Первое направление – логические и математические игры.

В средней группе применяю игры

 на сравнение предметов по различным свойствам (цвет, форма, размер, материал, функции);

группировку по свойствам;

воссоздание целого из частей (пазл из 12-24 частей);

игры на освоение счета, разнообразные игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино»), группировку по заданным свойствам (игры с одним и двумя обручами).

При применении цветных счетных палочек Кюизенера внимание обращала на различение по цвету и размеру и на установление зависимости цвет — длина — число. Для развития логики использовала игры с логическими блоками Дьенеша, другие игры: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия»; игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие познавательных способностей: внимания, памяти, мышления. С помощью этих игр дети освоили эталоны, модели, овладели способами познания, развивали мышление, сообразительность, смекалку, память, логику.

В старшей и подготовительной группе педагог использую игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и другие. Игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно». Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Сложи кольцо» и другие. Игры-забавы, головоломки: лабиринты, магические квадраты, головоломки с палочками и другие. В результате освоения игр у детей развивался интерес к познанию, развивались умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры. Дети стали настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.

Колосова Алевтина Владимировна,

Воспитатель МКДОУ детский сад №10 г.  Нижние Серги.

Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии  детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

 

Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

На сегодняшний день ребёнок – дошкольник,  обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно актуальной и  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера,   недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь увеличивает  число дошкольников  с  недостатками  речи.  Дети моей группы —  не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания.

Учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: развитие речи детей посредством  нетрадиционных технологий.

Для достижения поставленной цели были определены  следующие задачи:

  1. Провести анализ методической литературы по данной теме.
  2. Создать развивающую среду в группе.
  3. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

Я применяю современные  нетрадиционные технологии в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехнику, моделирование, биоэнергопластику. Моя задача  научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли.

Биоэнергопластика – это соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики, которые помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляю движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

упражнение «Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.

«Качели” — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

«Утюжок” — сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед — назад и влево — вправо.

«Футбол” — ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

«Хоботок” — ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Жало”, «Змейка” — пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

«Лопаточка” — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

«Чашечка” — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки”.

«Парус” — сомкнутая ладонь поднята вверх.

«Горка” — согнутая ладонь опущена.

Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).

 Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Работу по мнемотехнике строила от простого к сложному. Поэтому я начала  с простейших мнемоквадратов, в которых изображала 4 – 5 схематичных рисунка.  Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты,  постепенно стала вводить мнемотаблицы.

Мнемотаблица должна быть понятна детям. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Например, сказка «Лисичка со скалочкой»: лиса – состоит из оранжевой геометрической фигуры, вокруг главного героя изображались (дорожка, скалочка, курочка, гусочка, девочка, собачка), чтобы дети смогли наглядно, с помощью схемы воспроизвести сюжет сказки.

Развитие речи детей с использованием ТРИЗ — технологии.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Я составила  картотеку игр и тренингов для детей младшего дошкольного возраста, а так же изготовила необходимые пособия. А именно:  пособие «Гусеничка»: предназначено для упражнения в  классификации  объектов  по признакам, закрепления умения составлять описательные рассказы, составлять    загадки.    Пособие «Вертолина» —  поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области.   Пособие «Часы»: использовала на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок, использовала его для   упражнения детей  в определении и назывании признаков предметов.

Все эти пособия используются по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.

Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познавательное развитие,  художественно — творческое развитие, физическое развитие.

С целью повышения компетентности родителей в сфере инновационных технологий   была проведена следующая работа с родителями:

  • Анкетирование по проблеме «Речевое развитие детей».
  • Выпустила памятки  «Факторы успешного речевого развития детей».
  • Оформила  папку – передвижку «Что такое ТРИЗ?»
  • Подготовила и провела родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью инновационных технологий».
  • Провела консультацию «Биоэнергопластика в детском саду».
  • Оформила выставку дидактических игр.

Результаты   педагогической диагностики показали, что использование  инновационных  технологий в речевом развитии младших дошкольников, значительно повысили уровень связной речи детей. Так же в ходе наблюдений, я отметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение,  применяют полученные знания в повседневной жизни.

Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют и реализуются в соответствии с требованиями  ФГОС ДО. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый  и видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Кравчук Светлана Леонидовна,

Воспитатель МКДОУ детский сад №10, г. Нижние Серги

Художественная литература как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

 

Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач   детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Если по каким-либо причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит учебную деятельность.

Поэтому у меня возникла идея построить воспитательно-образовательный процесс по развитию  речи через ознакомление дошкольников с художественной литературой так, чтобы в процессе получения знаний, у детей развивалась любознательность, образное мышление, воспитывалась познавательная активность, совершенствовался и активизировался грамматический строй речи, а также словарный запас.

Существуют разнообразные формы развития речи детей через ознакомления их с произведениями художественной литературы. Это непосредственно чтение текстов художественных произведений, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, обсуждение прочитанного текста. Просмотр мультфильмов на сюжеты литературных произведений, разыгрывание мини-спектаклей, целенаправленные игры и конечно красивая, грамотная, образная речь родителей и педагогов.

Для более успешной работы по развитию  речи дошкольников через использование текстов художественных произведений кроме традиционного книжного уголка развивающую среду группы я дополнила мини-выставкой детских рисунков, по сюжетам любимых произведений художественной литературы, которая периодически обновляется; книжками-малютками, которые изготовлены дошкольниками и их родителями; видео-библиотекой «Любимые мультфильмы»; дидактическими играми по развитию грамматической стороны речи дошкольников на основе произведений художественной литературы; атрибутами для драматизаций.

Просмотр мультфильмов на сюжеты знакомых художественных произведений способствует познавательно-речевому развитию детей через зрительное восприятие и трансформацию художественного текста в зрительный образ. Для удобства использования материалов видео-библиотеки мною была разработана картотека мультфильмов, которые используются как во время НОД, так и в свободной деятельности детей.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Гуси-Лебеди» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Три медведя»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) слайды, диафильмы, кинофильмы, телепередачи.

М.М.Бахтин подчеркивает, что «Родной язык — его словарный состав и грамматический строй — мы узнаем не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые мы сами воспроизводим в живом речевом общении… Научиться говорить — значит научиться строить высказывания (потому что говорим мы высказываниями, а не отдельными предложениями и уж конечно не отдельными словами)». А развитие умения самостоятельно строить высказывания является одним из главных направлений в формировании грамматического строя речи дошкольников и развитии речи в целом.

На начальных этапах при формировании данного умения (младший дошкольный возраст) ведущее значение имеют совместные со взрослым сюжетные игры детей, подвижные, музыкальные игры, игры-драматизации (импровизации), инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании иллюстраций к художественным произведениям, — такие виды игровой активности, которые возбуждают в детях положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность и тем самым создают естественные условия для спонтанного возникновения языковых игр, заимствования из произведений фольклора и художественной литературы, из речи педагога форм и структур языка. Эти формы работы не теряют своего значения и в дальнейшем.

В заключении хотелось бы сказать о том, что грамматическая работа с детьми — дошкольниками не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, запоминания отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде всего его системы.

Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети – дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, произведения в которых описываются игровые и бытовые ситуации.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Куклинова Н.Н.

воспитатель МКДОУ детский сад №10, г. Нижние Серги

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОМПЮТОРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

Скачать презентацию

Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Куклинова Н.Н.

воспитатель МКДОУ детский сад №10, г. Нижние Серги

ВЛИЯНИЕ ЗАКАЛИВАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Оздоровительная работа в ДОУ – одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие.

Оздоровление детей не результат одного дня деятельности, а спланированная работа образовательного учреждения на длительный период, которая проводится систематически, пока ребёнок посещает детский сад.

Почему одни дети не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают? Чтобы ребёнок не был подвержен простудным заболеваниям его необходимо закалять.

Закаливание — важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • систематичность проведения во все времена года. Нельзя прерывать без серьёзных к тому оснований так как при этом исчезают «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания.
  • постепенность силы раздражающего действия. Первые закаливающие процедуры должны вызывать минимальные изменения в организме.
  • учёт индивидуальных особенностей и эмоциональное состояние ребёнка. Начать закаливание на основании медицинского обследования.
  • осуществлять заливание только при полном здоровье ребёнка. Важно также чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

  • соблюдение температурного режима в течение дня;
  • правильная организация прогулки и её длительности;
  • соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;
  • облегченная одежда для детей в детском саду;
  • полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой;
  • комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки);
  • воздушные ванны,
  • бодрящая гимнастика после дневного сна,
  • хождение по солевой дорожке,
  • водные процедуры.

Закаливающие процедуры проводятся комплексно в течение всего дня.

Основные факторы закаливания – закаливание водой, солнцем, воздухом. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закалённые дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что можно использовать в любое время года, в любых условиях.

ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЦЕМ.

Целебные силы солнца изумительны. Солнечные ванны в дошкольном учреждении под руководством медицинского работника. В первые дни продолжительность солнечных ванн не превышает 3 – 5 минут. Постепенно она увеличивается до 30 минут. Происходит обычно это во время прогулки. Солнечные ванны усиливают рост, улучшают обмен веществ, состав крови, защитные свойства кожи.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ.

Наиболее мягкой закаливающей процедурой является влажное обтирание. Для обтирания используют рукавичку из махровой ткани. Её смачивают в тёплой воде, затем легко отжав делают обтирание рук ребёнка. Начиная с кончиков пальцев до плеч, после грудь, живот, спину, ноги. После чего ребёнка растирают сухим полотенцем. Время проведения – перед сном. Температура воды 27 С.

К местным процедурам относится обливание ног водой. При этом смачивают нижнюю половину голени и стопы. Проводят обливание из двух ёмкостей. Имеющих контрастную температуру. Сначала ноги погружают в тёплую воду на 1 -2 минуты, потом в холодную на 15 – 20 секунд. По окончании процедуры ноги вытираю полотенцем и растирают до покраснения.

К эффективной водной процедуре в целях профилактики заболеваний носоглотки можно отнести полоскание горла прохладной водой. Ребёнок набирает воду в рот прополаскивает сначала полость рта. Повторив это не менее двух раз. Каждый раз сплёвывая. Затем вновь набирает в рот, закидывает голову назад и произносит протяжно а – а –а – а. Температура воды + 33 – 36 С . после привыкания снижается на 1, доводится до 16 -18. Данный метод проводится только после консультации с врачом.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ.

Температура воздуха в помещении в пределах + 19 – 22 С. Постепенно температуру понижают путём проветривания до +17 – 18 С.

Контрастные воздушные ванны проводят после дневного сна. Она имеет характер пробежек из «холодной комнаты» в « тёплую».

ХОЖДЕНИЕ БОСИКОМ

Простой метод закаливания. Одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинают хождение при температуре не ниже +18 С Время процедуры постепенно увеличивается на одну минуту и доводится до 20 – 25 минут.

ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ.

Она представляет собой полосу из легко стирающей ткани с нашитыми пуговицами. Так же она может сделана из природного материала (шишки, галька, песок) и из бросового ( шарики, трубочки, пластмассовые пробки). Их используют для профилактики плоскостопия и является активными раздражителями рецепторов, находящихся в стопе ноги.

РИЖСКИЙ МЕТОД ЗАКАЛИВАНИЯ.

Это хождение по солевым дорожкам. На резиновый коврик с шипами кладут полотенце, смоченное 10% раствором соли ( 1 кг. соли на 10 литров воды). Ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5 – 7 секунд до 16) . После встаёт на сухое и топает в течении 15 секунд, затем водой из под крана протирает руки, лицо и шею. Данный метод проводится после дневного сна и после зарядки. Эффект заключается в том, что соль раздражает стопу ребёнка, богатую нервными окончаниями. Используется для профилактики плоскостопия.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

Обеспечивает систематическое оздоровительное действие и формирует привычку ежедневно выполнять физические упражнения. Систематические занятия способствуют развитию у детей правильной осанки. Тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем. Подготавливают организм к нагрузкам, которые предстоит ему преодолеть в течении дня.

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.

Решает те же задачи, что и утренняя гимнастика. Она состоит из хорошо знакомых детям физических упражнений. Они способствуют улучшению координации движений, профилактике плоскостопия и нарушения осанки, укрепление и развитие мышц спины и плечевого пояса и брюшного пресса.

В нашем детском саду комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна составляется на каждый месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения оздоровительных процедур. Благодаря смене комплексов, интерес детей к выполнению гимнастики поддерживается на протяжении всего года.

В режиме дня использую гимнастику после сна и закаливающие мероприятия в работе с детьми. Сначала провожу гимнастику в постели. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика включает такие элементы как потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз. Слежу, чтобы дети не делали резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение. Затем дети встают с постели и выполняют комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушения осанки. Чтобы заинтересовать детей также использую кубики, мячи. После дети выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики, которая важна для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и верхних дыхательных путей. Далее дети выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен), а также ходьбу по дорожке здоровья, которую использую для профилактики плоскостопия. Слежу не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей. Затем перехожу к закаливающим процедурам. Широко применяю Рижский метод закаливания. Общая продолжительность гимнастики и закаливающей процедуры составляет 12 – 15 минут.

Таким образом, решаю несколько задач: оздоравливаю детей, развиваю у них двигательное воображение, формирую моторику. А главное — всё это доставляет детям огромное удовольствие. Проводя это систематически, постепенно, учитывая индивидуальные особенности и эмоциональное состояние детей, эта система оздоровления принесла результаты. Заболеваемость детей снизилась. Сократилось число болезней у часто болеющих детей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Ильина Т.Н.,

воспитатель МКДОУ детского сада №10, г. Нижние Серги

 

Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования русских народных сказок.

В период с 2010 года по 2013 год я работала над темой «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования русских народных сказок».

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно — творческих способностей детей в изобразительной деятельности, через формирование изобразительных умений у детей 6-7 лет в процессе иллюстрирования русских народных сказок, возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. У них не поставлена рука, неправильный захват карандаша и других изобразительных материалов, плохо развита связная речь.

Таким образом, возникла необходимость создания такой системы форм совместной деятельности детей и взрослого по направлению «Художественное творчество», которая бы обеспечивала интеграцию образовательных областей между видами продуктивной деятельности, и стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.

Проблемой формирования изобразительных умений у детей дошкольного возраста, изучением особенностей изобразительной деятельности в этом возрасте занимались многие педагоги и психологи такие, как А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина, П.П.Чистяков, Либерти Тэдд, В.М. Бехтерев, К.М.Лепилов, Е.В.Разыграев, В.И.Бейер, Е.А.Флерина, Е.И.Чарушин, А.П.Усова и другие.

Для формирования изобразительных умений у детей дошкольного возраста и правильного их закрепления необходимо целенаправленное обучение под руководством взрослого. В связи с этим возникли основные направления моей педагогической деятельности

Мною была изучена теоретическая база, которая имела основание на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно – творческих способностей, которой в свое время занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Я использовала их идеи в своей практической деятельности

Длительность работы над темой составляет 3 года.

На первоначальном этапе (сентябрь- 2010 – март 2011) мною были проанализированы материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами. Далее в сентябре – октябре 2011 года проведено анкетирование родителей и диагностирование детей с целью выявления исходного уровня формирования изобразительных умений у детей 6-7 лет (по методике Т.Г.Козаковой). Практическая часть работы проходила в подготовительной к школе группе МКДОУ детский сад № 10 г. Нижние Серги. Данный детский сад работает по программе «Детство», в эксперименте участвовала группа из 15 детей.

Определив уровень развития изобразительных умений, я приступила к моделированию активного воздействия на развитие художественно — творческих способностей детей в изобразительной деятельности, через формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования русских народных сказок непосредственно-образовательной деятельности. Исходя из полученных данных, я составила тематический перспективный план работы на год, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Работа по формированию изобразительных умений и навыков у детей седьмого года жизни велась посредством иллюстрирования русских народных сказок на занятиях по изобразительной деятельности. Во время НОД детям давались знания о том, что такое иллюстрация, кто рисует картинки в книжках. Дети узнали о творчестве художников – иллюстраторов, их манере письма. Большинство занятий были практическими. На практических занятиях дети выступали в роли художников – иллюстраторов. НОД (деятельности) предшествовала определенная работа, связанная с формированием представлений у детей о русских народных сказках, а также вовлечением родителей в удовлетворение познавательных интересов детей.

Кроме работы которая проводилась в форме непосредственно -образовательной деятельности я постепенно стала уделять большое внимание самостоятельному творчеству детей.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания иллюстраций к сказкам можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.

 

Наумова Т.В.,

воспитатель МКДОУ детского сада №10, г. Нижние Серги

 

Использование детских тренажеров, как средство развития психофизических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из актуальных направлений в настоящее время является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье. Фундамент здоровья и формирования тела закладывается уже в дошкольном возрасте.

Сущность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности. Ведь именно она является основным фактором, определяющим уровень обменных процессов в организме.

Достижение всестороннего двигательного развития невозможно без поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы, способных не только повысить физическую подготовленность, но и развивать умственные познавательные способности.

Поэтому в качестве одной из современных форм работы с детьми в детском саду является использование детских тренажеров в совместной деятельности.

Тренажеры — это учебно-тренировочные приспособления, используемые для развития двигательных навыков, выработки и совершенствования техники управления механизмом, восстановления опорно-двигательного аппарата человека. Они способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом, достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться в непосредственно образовательной деятельности, во время гимнастики, как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности. В дошкольном учреждении применяются как простые тренажеры так и тренажеры сложного устройства.

Отсутствие методических разработок по использованию тренажеров в образовательном процессе предоставляют педагогу большие возможности для творческого моделирования образовательной системы.

Для эффективности их использования возникла необходимость уточнения функциональных возможностей каждого спортивного снаряда и разработки серии занятий.

Данные занятия имеют ряд отличительных особенностей:

  • сюжетная линия;
  • фиксированная и гибкая структура (в зависимости от этапа освоения ребенком движений на тренажере);
  • строгая дозировка во времени и нагрузки;
  • более тесный контакт педагога и ребенка;
  • непосредственное отслеживание и коррекция результата.

Период обучения дошкольников работе на тренажерах можно разделить на три этапа.

На первом этапе обучения проводится ознакомление с тренажерами, а также первоначальное разучивание упражнения с ними. Это необходимо для того, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом и на тренажере в частности. С этой целью используется показ, объяснение и практическое апробирование тренажера самими детьми.

На втором этапе упражнение на тренажере разучивается углубленно – уделяется внимание технике выполнения упражнения.

На третьем этапе происходит закрепление навыка выполнения упражнений на тренажерах и совершенствование техники выполнения.

Структура занятий с использованием тренажеров включает: вводную, основную и заключительную части, что позволяет рационально распределить учебно-тренировочный материал.

Вводная часть – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ей отводится до 3-5 минут.

Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру.

После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятия.

Заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы.

Помимо круговой тренировки используются фронтальный и поточный метод, предполагающие выполнение одного движения или упражнения всеми детьми одновременно или поочередное выполнение нескольких движений друг за другом.

В спортивном зале нашего детского сада имеются сложные тренажеры:

«тяга верхняя» (для тренировки мышц рук, груди и туловища), «брусья опорные» для тренировки мышц рук, верхней части живота), «жим ногами» (для тренировки мышц ног), «бегущая дорожка» (для тренировки мышц ног), «скамья наклонная» (для укрепления мышц брюшного пресса, «степ платформа» (укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы).

Тренажеры простейшего типа: детские эспандеры (для развития мышц плечевого пояса); диски «Здоровье» (для укрепления мышц туловища и ног; тренировки вестибулярного аппарата); гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса); массажеры «Колибри» для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног); мячи-массажеры (для массажа разных частей тела); резиновые кольца (для развития мышц кистей рук); массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия); гимнастические мячи (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей).

Кроме стандартного оборудования в зале имеется инвентарь, изготовленный из бросового материала. Многие предметы нашли самое неожиданное полезное применение.

Массажные коврики и дорожки, изготовленные из природных материалов (шишки, галька, песок, крупы) и бросового материала (пуговицы, пробки, крышки из пластиковых бутылок), палочки для захвата пальцами ног; ленточки. Для коррекции осанки были изготовлены тренажеры из медицинского резинового бинта. Выполнять упражнения с ними достаточно просто: нужно только растягивать резиновый бинт, что позволяет тренировать различные мышцы.

Позже пришла идея сделать целый комплект тренажеров для коррекции осанки и плоскостопия. Постепенно спортивный зал пополнили «ходули», «лыжник», «бревнышко», « гусеничка», дорожки с наполнителями.

Теперь весь комплекс необычных тренажеров — незаменимый помощник в физкультурно – оздоровительной работе с детьми. Занятия с применением детских тренажеров значительно повышают двигательную активность ребенка, обогащают двигательный опыт, следовательно, происходит тренировка средечно-сосудистой системы, тренируется вестибулярный аппарат, что положительно сказывается на координации движений, у ребенка повышается уверенность в своих движениях, повышается общий жизненный тонус.

В ДОУ значительно снизилось количество детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, появился интерес к занятиям физической культурой и спортом, заметно выросло желание участвовать в соревнованиях и побеждать.

Федотова С. Б.,

воспитатель МКДОУ детского сада №10, г. Нижние Серги

 

Обучение детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности стала в современном мире одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Даже самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами. Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

В ДОУ было проведено исследование, направленное на выявление знаний детей о необходимости и способах обеспечения безопасности жизнедеятельности, содержание которого было составлено с учетом программы “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. Детям был задан ряд вопросов, а также предложен набор из десяти картинок с изображением различных ситуаций и поставлена задача объяснить, правильно или неправильно ведут себя персонажи, мотивировав свой ответ.

Исследование показало, что дошкольники 5-7 лет имеют весьма разрозненные и неопределенные представления о правилах поведения в той или иной ситуации, не могут их мотивировать и не осознают необходимость их соблюдения. Знания некоторых правил поведения выражались детьми в форме запретов взрослых. Наибольшие затруднения вызывали вопросы, касающиеся правил поведения детей при общении с незнакомыми взрослыми.

Наблюдения за детьми в повседневной жизни и в специально смоделированных ситуациях показали, что большинство из них не следуют правилам, с которыми их знакомили на занятиях в ДОУ, не применяют знания по основам безопасности жизнедеятельности на практике.

Данные проведенного среди родителей воспитанников анкетирования свидетельствуют, что 61% опрошенных оставляют детей дошкольного возраста дома одних, 48% отпускают детей гулять без сопровождения взрослых, 75% разрешают ребенку самому открывать входную дверь, 65% разрешают включать электроприборы, аппаратуру. В то же время только 10% респондентов учат детей поведению в неожиданных ситуациях.

Безопасность детей дошкольного возраста может стать одной из тем игровых занятий в детском саду, либо в любой другой группе дошкольников из 6-8 человек. В процессе игры детям прививаются навыки уверенного поведения в экстремальных случаях. Перед игрой детям необходимо рассказать об опасных ситуациях, в которые попадали другие дети, а также проанализировать возможные варианты правильного поведения этих детей, которые помогли бы не привести к трагическому результату. Таким образом, детям прививаются навыки соответствующего поведения в случае опасности сегодня, а также предлагаются “рецепты противостояния опасности на будущее.

Игры, обучающие безопасности детей дошкольного возраста, преследуя одну цель, позволяют охватить несколько основных аспектов.

Первый из них познавательный, то есть, играя, ребенок получает новые знания и навыки, которые помогут ему адекватно реагировать на опасную ситуацию.

Второй — воспитательный. В процессе игры демонстрируются разнообразные модели общения людей. Ребенок получает и усваивает такую форму поведения, при которой оставаясь добрым, можно быть осторожным и бдительным. Важный навык также заключается в том, что окружающему миру следует доверять, не забывая об опасности.

Суть третьего, поведенческого аспекта состоит в формировании соответствующих опасным ситуациям моделей поведения. Безусловно, благородная цель – безопасность детей дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях, может быть достигнута только совместными стараниями педагогов и родителей. То есть навыки, полученные во время занятий в ДОУ, должны быть закреплены родителями в семье.

Нередко взрослые, желая научить ребенка безопасности, прибегают к запугиванию, но этот способ неэффективен, потому что страх парализует память. И в опасной ситуации ребенок может просто забыть полезные »рецепты’’ выхода из положения, которым его пытались научить. Поэтому, во время игр необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок понял, как можно спокойно и уверенно выйти победителем из ситуации.

Итак, чтобы чувствовать себя в безопасности, дети дошкольного возраста должны научиться следующему:

  • знать свой адрес, свое имя, фамилии и имена родителей, также, желательно, номер телефона;
  • уметь уверенно, громко и четко говорить «нет»;
  • беречь ключи от квартиры, если гуляют без сопровождения взрослых;
  • придерживаться одного маршрута, если необходимо куда-либо ходить без взрослых;
  • гуляя без взрослых, не выходить за границы территории, обозначенной родителями;
  • всегда говорить родителям о своих планах, такую традицию желательно соблюдать всем членам семьи, чтобы ребенку не казалось, что контролируют только его.

Несколько игр, закрепляющих навыки безопасности

Прививать необходимые навыки безопасности очень удобно, играя с детьми в игру «Что, если». Находя, как в викторине, верный ответ на заданный вопрос, ребенок учится быстро принимать решение.

Вопросы могут, например, быть следующими: «Что ты сделаешь, если мы потеряемся в магазине?», «Что ты ответишь, если кто-то чужой позовет покататься на машине?», «Что, если дети со двора позовут тебя погулять в парк?» и любые другие.

Если в детском саду проходят занятия по безопасности детей дошкольного возраста, дома следует попросить ребенка рассказать обо всех опасных случаях, которые он узнал, и снова обсудить их вместе. Ребенок должен различать понятия «незнакомец», просто незнакомый человек, и «опасный незнакомец», незнакомый человек, пытающийся заговорить с тобой, а «безопасный незнакомец» — это милиционер, военный, продавец в магазине, у которых можно попросить помощь. По такому же принципу можно помочь дошкольнику усвоить понятия «безопасное место» и «опасное место», «безопасное время суток» и «опасное» время суток».

Во время прогулок можно развивать у ребенка наблюдательность, соревнуясь, кто больше деталей внешности встречных людей запомнит: цвет глаз, волос, кожи, рост, шрамы, телосложение, родинки и т.д. Ответив в присутствии ребенка на вопрос незнакомого человека о времени, месте нахождения чего-либо, можно обсудить ситуацию, предположить, для чего человеку это было надо, как мы ему помогли. Также надо научить ребенка запоминать отличительные черты автомобилей: цвет, номера, наклейки.

Закрепить полученные элементарные навыки безопасности у детей дошкольного возраста помогают ролевые игры. Перед игрой «Большое и маленькое «Нет» группе детей нужно рассказать сказку Гизеллы Браун, обсудить ее с ними, а затем предложить каждому произнести слово «нет». При этом педагог тоже предлагает варианты произношения слова: тихо, опустив голову, и громко и четко, прямо глядя в глаза. Дети обыгрывают слово в разных, предложенных педагогом ситуациях и приходят к выводу, что слово «нет», произнесенное четко, уверенно и громко, более результативно.

Игра «Незнакомец» учит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. Педагог предлагает различные сюжеты ситуаций: незнакомец просит показать, где находится какой-либо дом, или просит найти упавший предмет, или просит помочь что-то донести до остановки и т.д.

Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому «Я вас не знаю». В процессе игры также необходимо закрепить в сознании детей важнейшее правило: прежде, чем куда-то идти, необходимо получить разрешение родителей, а незнакомцы не имеют права это правило нарушать.

В игре «Один дома» ребенок должен усвоить правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. Если незнакомец просит позвать родителей, нельзя говорить, что их нет дома, а следует ответить, что они заняты и не могут подойти к двери, а также можно предложить ему обратиться к соседям.

При этом дети должны знать, что такте ответы являются не ложью, а мерами безопасности, потому что не существует проблем, которые милиционер, почтальон или работник ЖЭКа могут решить с детьми. Ребенок должен уметь в подобных случаях задавать вопросы «Как вас зовут?», Какой номер телефона вы набрали, куда вы звоните?», «Что передать родителям?», зная что нельзя давать по телефону незнакомцам никакой информации о родителях, фамилии, адресе и т.д. В ролевых играх на тему «Один дома» наиболее наглядными и полезными будут сюжеты сказок «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, лиса и петух».

Игра «Подкуп» помогает дошкольнику понять, что предлагаемые незнакомцами подарки или угощения могут преследовать неблаговидную цель и совершаются ими для того, чтобы взамен получить какую-либо услугу. Ребенок должен усвоить правило, что у незнакомца нельзя ничего брать, а тем более, принимать его приглашение подойти за интересным подарком к машине, или зайти в соседний двор.

Также ребенок должен запомнить, что если он, забыв о бдительности, отозвался на приглашение незнакомца, нужно немедленно громко кричать, звать на помощь прохожих и рассказывать о происшествии. Сюжеты для игры можно взять из сказок о Белоснежке или о спящей царевне и семи богатырях.

Игра «Машина» поможет ребенку усвоить правило: чтобы никто силой не посадил в чужую машину, нужно научиться не приближаться к кромке тротуара на расстояние меньше, чем «три больших шага». Взрослые должны показать это расстояние и научить дошкольника его соблюдать. При этом ребенок должен помнить, что в чужую машину нельзя садиться, какую бы уважительную причину не приводил незнакомец, даже если он говорит, что приехал по просьбе родителей. Если в машину все же усаживают силой, следует громко кричать , что это чужие люди и звать на помощь прохожих.

По подобной методике с дошкольниками следует провести ролевые игры на другие темы:

  • «Если потерялся» (обратиться за помощью к «неопасным незнакомцам»);
  • «Дорога домой» (нельзя отклоняться от маршрута);
  • «Защита» (кричать, привлекать внимание);
  • «Опасность» (действия в случае пожара и других ЧП, знание телефонов служб 01, 02, 03, 04) и т.д.

Ролевые игры с детьми по безопасности, с одной стороны, являются эффективной профилактикой противодействия жесткому отношению к ним взрослых. С другой стороны, они учат тому, что при соответствующем правильном поведении, из любой опасной ситуации, которую могут создать «опасные незнакомцы», всегда можно выйти победителем, обратившись к готовым прийти на помощь «добрым незнакомым людям».

 

Кириллова М.Г.

воспитатель МКДОУ детского сада №10, г. Нижние Серги

 

Нетрадиционная форма работы с родителями в условиях ДОУ. (из опыта работы).

 

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные.

  • Информационно-аналитические
  • Познавательные
  • Досуговые
  • Наглядно-информационные

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также относится «Почта доверия», «Волшебный сундучок», «Ларец пожеланий и предложений».

Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» — это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского комитета, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает мне встретиться с родителями лично.

Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей детский сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно – правовые документы ДОУ, информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни ДОУ и т.д.

Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

К ним относятся:

  • практикумы;
  • нетрадиционные родительские собрания;
  • совместная работа по тематическому плану, проектам;
  • маршруты выходного дня или экскурсии.

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей. Это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола. В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Также с родителями и с детьми я провожу совместные прогулки, экскурсии. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру и интерес к воспитанию детей. Работая по тематическому плану в течение года сделали с родителями коллекции «Осенние листья», «Русские народные песни», создали гениалогическое древо семьи.

Досуговая форма для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Например, «Мастер-класс» где родители показывают, как они умеют вышивать, вязать крючком, спицами, также делятся любимыми рецептами или изготавливают из соленого теста разные игрушки, которые потом участвуют в конкурсах или выставках. Традиционно в нашей группе проводятся дни рождения детей с хороводом, караваем, но я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми смотрим семейный альбом, мама рассказывает семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках. Например, у нас в саду проходила выставка рисунков совместного творчества к празднику «День победы», выставка из природного материала «Удивительное рядом», «Осенний букет», «Красные, жёлтые листья по ветру вьются, летят», стенгазет «Моя семья», «Здоровье малышей», фотогазеты «Моя мамочка», коллажи «Мы немножко пошутили, мам порадовать решили», «Наши папы – бравые солдаты», «Полетим в космос», родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают, «Укрась участок», «Наряди елочку». Очень интересно проходят совместные праздники, но не только с родителями, еще привлекаю старшее поколение, например, праздник «День Победы», после устраиваю «посиделки».

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Мною сделан групповой альбом «Наша дружная семейка», который находится в родительском уголке, начиная с младшей группы, я записываю интересные случаи с ребенком в группе, вклеиваю фотографии детей, а также участие ребенка в конкурсах, детские поступки, достижения и рисунки. Родители с интересом рассматривают альбом и у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными событиями в группе с участием родителей.

Очень часто я привлекаю к помощи наших родителей. Они и красят, и строят, и цветы с деревьями сажают и в различных конкурсах участвуют. Чем только не помогают! Поэтому все слова благодарности хранятся в папке, которую я назвала «Копилка добрых дел».

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте! «

                                                                 (0. Высоцкая)

Комментарии запрещены.